Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Закончилась сплошная седмица, мы отпраздновали Пятидесятницу – День Рождения Церкви – и сегодня мы воспоминаем всех святых, то есть тот плод, который эта Церковь принесла, приносит и будет приносить до скончания века, как Сам Христос обещал Апостолу Петру: «Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18).
Церковь, будучи нашей Матерью, рождает в Духе Святом через Крещение все новые и новые души. Однако не все становятся святыми. Не все спасаются в жизнь вечную. И если Христос сказал, что «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан.3:3), то очевидно, это не значит, что всякий, кто родился «от воды и Духа» (Иоан.3:5) непременно спасется. Как родиться можно духовно, так можно духовно и умереть.
Жизнь вечная начинается здесь на земле. Дух Святой, пребывая в душе человека, дарует ей жизнь. И напротив, как говорит Преподобный Симеон Новый Богослов, если Дух Святой удаляется, душа умирает. Кто же такие святые? Это те, кто, родившись свыше, остались живы, сохранили в себе и преумножили благодать Святого Духа и перешли из этой временной жизни в жизнь вечную, минуя смерть. Как же им это удалось? И почему у иных не получилось, так что без слез невозможно помыслить их страшной участи: будучи просвещены в Таинстве Крещения, они оставили свет и вернулись во тьму смертную, где останутся навечно?..
В Ветхом Завете Бог говорит Израилю: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои» (Лев.20:26). Эти слова открывают нам смысл святости. Святые, значит отделенные. И если святость ветхого Израиля заключалась в отделении от прочих народов, то святость христиан – нового Израиля, который теперь вобрал в себя все народы – заключается в отделении от мира. Настоящий христианин – свят и он не является частью этого мира: «Если бы вы были от мира, — говорит Христос Своим ученикам, — то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Иоан.15:19). Поэтому насколько кто из нас удален от мира, настолько он ученик Христов. Настолько он и свят.
Не всем дано последовать за Христом так, как это сделали Апостолы: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Матф.19:27), — слышим мы слова Петра в сегодняшнем Евангелии. Но это не значит, что нам, живущим в мире, не обязательно отделяться от него. Кто не отделиться от мира, никогда не сможет воскреснуть со Христом, потому что этот мир не воскреснет с Ним, этот мир обречен на погибель. И здесь важно понять о каком мире идет речь. Предельно просто нам объясняет это Апостол Иоанн Богослов: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Иоан.2:15,16). То есть мир – это страсти. «Похоть плоти» — это страсти телесные, а «похоть очей и гордость житейская» — это страсти душевные. Стало быть, вот от чего нам надо отделиться, чтобы сохранить жизнь, которую мы получили свыше через Святое Крещение. Вот от чего нам надо отделиться, чтобы не удалился от нас Дух Святой – от страстей. Нельзя приходить в Церковь и быть здесь христианином по воскресным и праздничным дням, а потом возвращаться домой и продолжать жить в любви к миру, к его сладостям, развлечениям и заботам. «Кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Иоан.2:15) означает, что если мы любим мир, то мы возлюбили смерть и в нас нет Бога, Святой Дух покинул нашу душу.
Итак, вот путь к святости и путь ко спасению – отдели себя от страсти и стяжи Дух Святой, Который подаст тебе жизнь вечную. Как же отделяются от страсти? «Из страстей, — пишет Преподобный Максим Исповедник, — иные суть телесные, иные душевные. Телесные от тела получают пищу, душевные от внешних предметов. Но и те и другие отсекает любовь и воздержание: любовь [отсекает] душевные; воздержание – телесные» (Первая Сотница о Любви). Хочешь отделить от себя телесные страсти? Упражняйся в воздержании. Хочешь отделить душевные – упражняйся в любви к Богу и ближнему.
Завтра начинается Петров пост, посвященный Святым Апостолам и их трудам в проповеди Евангелия. Замечательное время для упражнения в воздержании и любви! Давайте приобщимся их труду, и понесем вместе с ними проповедь Евангелия хотя бы своей собственной душе, чтобы она прониклась этой благой и новой вестью: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:2). То есть изменитесь от любви к миру в любовь Божию. А вдруг она услышит, наша душа? Ей, Господи, молитвами всех святых Твоих, помоги нам! Аминь.