Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В 6-ю неделю по Пасхе мы слышим Евангельское чтение о исцелении слепорожденного. С момента своего рождения человек этот не видит света. И вот приходит Христос, чтобы исцелить его. Он творит брение от плюновения, помазывает им очи слепого и посылает его в Силоамскую купель умыться. И умывшись, слепой прозревает.
Удивительное чудо! Всю жизнь человек пребывал во тьме и вдруг увидел солнечный свет. Радостное событие? Несомненно. Но и немного печальное. Ведь в конце концов очи его снова сомкнутся, солнечный свет для него померкнет, а исцеленные на время глаза подвергнутся тлению. Нет, это не настоящее исцеление и не настоящий свет, если и исцелению этому и этому свету придет конец. Чудеса, которые творил Христос, служили лишь свидетельством о Нем, как и Сам он говорит: «дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Иоан.5:36). Потому и не тотчас исцеляет слепого, а отправляет его в купальню Силоам, «что значит: посланный» (Иоан.9:7). Однако не для этих дел на самом деле пришел Христос. Не для того, чтобы подать нам временное исцеление и временное здравие. Христос пришел для дела гораздо более важного: чтобы исцелить нашу бессмертную душу, даровать нам духовное прозрение, благодаря которому мы сможем увидеть не просто временную красоту этого мира, но превечный Божественный свет.
В этом смысле мы с вами также слепорожденные. Наши телесные очи видят, а ум – это око нашей души — от рождения пребывает во тьме неведения, в рабстве чувственных удовольствий и в плену страстей. Мы приняли святое Крещение, в котором омыли первородный грех праотца нашего Адама, исповедуем наши грехи, причащаемся Святых Таин Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, а все еще пребываем во тьме. Почему?
Прошло уже пять недель со времени Великого Поста, когда на Преждеосвященной Литургии мы слышали священника, возглашающего: «Свет Христов просвещает всех!» Во время этого возгласа все, находящиеся в храме падают ниц, ожидая исцеления, ожидая, что их ум просветиться этим светом Христовым, что они увидят свет. Исцеление здесь, оно предложено всем: «Свет Христов просвещает всех!» И все же мы остаемся во тьме. Почему?
Если Христос дарует нам прозрение, а мы не исцеляемся, очевидно, что мы этого исцеления не принимаем. Все дело в нас. Мы не хотим прозреть. Мы отвергаем Христа. «Как же мы не хотим? – удивитесь вы, — Мы не отвергаем! Мы хотим!» На словах да. Но на самом деле мы хотим и ищем совсем другого. Каждый чего-то своего. Только не Бога. Если бы мы искали Бога, то наш ум был бы устремлен горе в поисках Его света, в поисках исцеления. Но, к сожалению, наш ум привязан к земле, к каким-то своим бесконечным делам, к своим планам, к своим желаниям. Он утвержден на своем знании, на своих мнениях, на своей точке зрения. Всем этим занят наш ум непрестанно, а до Бога ему дела нет. Вот почему мы остаемся слепы.
«Бог есть свет» (1Иоан.1:5). И если нам нет дела до Бога, значит нам нет дела и до света. А стало быть, мы «более возлюбили тьму, нежели свет» (Иоан.3:19). Потому и не исцеляемся. Что же нам делать, чтобы изменить эту ситуацию? Ответ прост: нам надо покаяться. Покаяние (μετανοια – изменение) может изменить ситуацию. Но для этого нам нужно изменить наш ум. Нам нужно отлепить его от земли и повернуть к небу. «А как это сделать?» – спросите вы. На этот вопрос отвечает Апостол Павел: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1Кор.8:2). Забудьте все, что вы знаете, отвергнитесь своего мнения, удалите от себя всякую точку зрения. Измените ход ваших мыслей. Всё это наше человеческое знание и все наши мнения не что иное как тьма духовного неведения, в которой мы пребываем, прячась от Божественного света. «Чистый ум есть тот, — пишет Преподобный Максим Исповедник, — который вышел из неведения, и просвещается Божественным светом» (1-я Сотница о Любви, 33). Вот когда исцеление начинает действовать. Когда очищается наш ум, тогда он начинает видеть свет Христов. «Кто любит Бога, — продолжает Апостол свою мысль, — тому дано знание от Него» (1Кор.8:3). Божественное ведение, а не человеческое. Божественный свет не проникает сквозь знания человеческие и всякое свое мнение закрывает для нас двери любви.
Посудите сами, отчего у нас все ссоры, недовольства, осуждения, конфликты? От того, что каждый имеет свое собственное мнение и отстаивая его или выражая, вступает с ближним своим в конфликт. Потому что у ближнего тоже есть свое мнение, как правило отличное от нашего. А конфликт, это всегда противостояние, противоречие, брань. Брань же против нашего ближнего удаляет от нас мир, радость и любовь, о которых Павел говорит как о плодах духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир» (Гал.5:22). Кому же нужен такой разум, такое ведение, основанное на своем мнении, которое помрачает ум и удерживает его в духовной слепоте? Поистине, «аще ли кто мнится ведети что, — то есть кто имеет свое собственное мнение, — не у что разуме, якоже подобает разумети» (1Кор.8:2). А как же должно разуметь? Так, чтобы любить.
Потому что всякое знание не от Бога, то есть приобретаемое вне любви Его, не есть свет по сути своей, но — тьма. Освободившийся от своего мнения, опыта и знаний, удалился от этой тьмы неведения и открыл свой ум для принятия Божественного света, который, проникая в душу через око ума, просвещает ее Божественным разумом и научает любви. Той любви, которая «не ищет своего» (1Кор.13:5), но предпочитает волю и мнение ближнего, соглашается с ним во всем, кроме греха, и таким образом пребывает с ним в мире.
Таково истинное исцеление слепорожденного: «кто любит брата своего, тот пребывает во свете» (1Иоан.2:10). Христос предлагает это исцеление всем нам. Оно здесь. Они здесь, наши родные и ближние. Посмотрите на них с любовью. Прекратите с ними спорить, препираться и воевать. Перестаньте требовать от них, чтобы они делали то, что вы хотите, чтобы они думали так как думаете вы. Освободите их от уз своего «Я», отпустите их на волю. Пусть делают, что хотят, даже если это кажется вам неправильным, хотя что может казаться нам неправильным, если мы избавились от своего собственного мнения и уже ничего не знаем, а все упование возложили на Бога? Но и более того, вы сделайте так как хотят они. Полюбите их так, как учит любить Христос: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Иоан.14:23), то есть окажет послушание, сделает так, как хочет Он. А ведь Христос в каждом ближнем нашем. Поэтому кто окажет ближнему послушание во всем, кроме греха, сделает так как он хочет, тот возлюбил его любовью Христовой. А не так, что пусть сперва он, или, а почему я первый должен, и не так, чтобы ждать любви в ответ… Такова любовь Христова и кто так возлюбил ближнего своего, «тот пребывает во свете» (1Иоан.2:10), а значит – прозрел. Исцелился. Вот это настоящее чудо! Потому что это прозрение останется с нашим умом на веки и это исцеление нашей души есть именно то главное дело, для которого послал Отец Сына Своего в мир, «чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоан.3:17). Да не останется Его спасительное дело для нашей души напрасным! Аминь.