Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В прошлое воскресенье в неделю о Слепом мы говорили с вами о духовном исцелении нашего ума, о прозрении слепорожденных, что свет духовный, который человек начинает видеть, исцеляясь, это свет любви, как говорит Апостол любви Иоанн Богослов: «кто любит брата своего, тот пребывает во свете» (1Иоан.2:10). И напротив, тьма духовная это противоположная любви ненависть: «а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1Иоан.2:11). Причем мы часто думаем, что ненависть бывает только активной, исполненной гнева, деятельной. Но это не совсем так. Безразличие к ближнему, презрение, игнорирование его, это тоже ненависть. Слово ненавидеть само в себе открывает свой смысл: не-на-видеть, значит не желать видеть, замечать, но отвергать ненавидимый предмет. Поэтому как любое отсутствие света есть тьма, так и любое отсутствие любви есть ненависть.
А в следующее воскресенье мы будем праздновать Пятидесятницу, сошествие Святого Духа на Апостолов, день рождения Церкви. И вот в сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим молитву Христа об этом рождении: «не о всем мире молю, — просит он Отца, — но о тех, которых Ты дал Мне» (Иоан.17:9). То есть о тех, которые «приняли, и уразумели истинно…, и уверовали» (Иоан.17:8) во Христа, о тех из которых вскоре и составится Его Церковь. «Отче Святый! – молится Христос, — соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Иоан.17:11).
Вот почему мы вспоминаем сегодня Отцов Первого Вселенского Собора – они озаботились о сохранении этого единства. Они утвердили начало Символа Веры, который в итоге включил себя следующее исповедание: «Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Они благодатию и просвещением Духа Святого упорядочили и очистили вероучение и привели Церковь к единству истинного разумения тайн воплощения Господа нашего Иисуса Христа, удалив из Нее ложные еретические учения и их последователей. Они начали определять границы Церкви.
Что же это за границы Церкви, Которая вот-вот родиться в шуме и явлении огненных языков Духа Святого? Где пролегают эти границы? Конечно, они пролегают в области веры. И определить эти границы очень просто. Если ты веришь согласно со всеми определениями Семи Вселенских Соборов, то ты веруешь во «во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» и ты находишься внутри этих границ. Если же ты не принимаешь что-либо из этих Соборных определений, но имеешь свое мнение, отличающееся от учения Православной Церкви, то ты уже веришь иначе, по-своему. Это значит, что ты отвергаешь полноту учения Церкви и находишься за пределами этих границ, вне Церкви. Вне зависимости от того, как красиво ты думаешь и умно рассуждаешь или от того, как ты потом свое еретическое сборище назовешь. И мы знаем, что много «церквей» было основано людьми, но только одна Церковь — Самим Богом. Если же ты считаешь себя Православным, но не принимаешь полноты учения, а то там, то тут имеешь опять-таки свое мнение, то ты погрешаешь в вере и доверяешь более себе самому, чем Богу. Скорее кайся и молись, чтобы Господь укрепил тебя в вере, через которую мы уповаем получить спасение, пока еще имеешь время. Таково учение Церкви о Себе Самой.
Мы с вами живем среди людей неверующих или даже богоборцев, среди последователей других религий или верующих во Христа, но иначе, чем мы, тех, которых ласково можно назвать инославными христианами или представителями других конфессий, а можно и не очень ласково, а просто – еретиками, суть от того, как называть не меняется. Всякая ересь — это учение, противоречащее вероучению Церкви, не согласное с ним. Следовательно «еретик», хоть и звучит может быть обидно, но ясно выражает суть проблемы. Все эти люди находятся за пределами Церкви по Ее собственному определению. Не по моему или по вашему мнению, а по мнению Церкви.
И, в свете нашей предыдущей беседы о любви, у нас может возникнуть вопрос. Если для того, чтобы любить, нам надо отказаться от своего мнения в пользу мнения ближнего, а этот ближний неверующий или еретик и мнение его противно нашей вере, то как нам исполнить заповедь? Если в любви мы хотим сохранить общение и единство с нашим ближним, без которых любовь невозможна, то «какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2Кор.6:14) и «какое соучастие верного с неверным?» (2Кор.6: 15). А главное, как нам сохранить мир с такими людьми и мир в нашей душе, без которого не войти нам в любовь Божию?
К сожалению, часто бывает, что, встречаясь с инославными или неверующими, вообще с людьми из-за границ Церкви, мы смущаемся, вступаем в споры, а иногда даже начинаем колебаться в нашей собственной вере. Почему так происходит? Вы можете удивиться, но ответ все тот же: из-за нашего собственного мнения, опыта, точки зрения, на которые мы опираемся, вместо того чтобы опираться на мнение и опыт Церкви. В нас действуют страсти, мы думаем, что должны защищать свою веру, а на самом деле начинаем защищать свое мнение и, конечно же, ни о какой любви здесь и речи идти не может. Не любовь и смирение в нас действуют в таком случае, а гордость и эгоизм.
Человек, ум которого просветился светом Божественной любви, пребывает в смирении и не имеет своего мнения в вопросах касательно веры. Он отказался от всего своего и всецело принял мнение (т. е. учение) Церкви. Такой человек даже если услышит хулу, не смутиться и не потеряет любовь к хулителям, но подобно Христу будет о них молиться: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук.23:34). Потому что эта хула не касается его (да и как она может его касаться если он не имеет своего мнения?), но относиться к Богу, Который «поругаем не бывает» (Гал.6:7) и говорит: «Мне отмщение, Я воздам» (Рим.12:19). Так человек становится способным любить даже врагов.
Человек, ум которого просветился светом Божественной любви, не направляет свою ненависть на другого человека, кем бы он ни был, но только на заблуждения и ложь. Не активную яростную ненависть, а в смысле отвержения. Для этого нам Бог и дал способность ненавидеть, чтобы удаляться от зла. Такой человек не осуждает еретика, говоря: «Ты заблуждаешься», или: «Ты еретик», от чего дыхание бывает становится прерывистым и гнев подкатывает к горлу, но говорит спокойно и мирно: «Церковь учит, что так верить неправильно, что это заблуждение, ересь». А будучи спрошен о своем мнении, говорит: «Я придерживаюсь мнения Церкви. Мы так верим.» И не вступает в споры, если только у него нет особого благословения Церкви на это. То есть он не вступает в конфликт с ближним даже если тот хочет вступить с ним в конфликт. Если хочет, пусть вступает в конфликт с Церковью и с Богом, это, в конце концов, его выбор. А хранящий заповедь о любви, говорит вместе с Давидом: «С ненавидящими мира бех мирен» (Пс. 119:6), и хранит себя от гнева, «ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:20).
Таким образом во всем кроме греха и вопросов веры мы соглашаемся с мнением ближнего и с его желаниями, и через то сохраняем любовь, а во всем что касается греха и заблуждений в вере, не соглашаемся, потому что, действительно, «какое соучастие верного с неверным?» (2Кор.6:15). Кроме того соучастия, что все мы являемся частью одного наследия праотца нашего Адама. К неверующим или к верующим не по Православному мы сохраняем любовь не через единство в вере, как это бывает с нашими братьями и сестрами во Христе, а через единство природы. Ибо хотя не одной они веры с нами, но одной и той же природы человеческой, с которой соединился и которую исцелил в Себе Христос. И если кто голоден или наг, или страдает в болезни, мы должны накормить и одеть, и посетить человека вне зависимости от его веры, а просто потому, что он одной с нами природы и также создан по образу Божию. Вот что значит «любить ближнего, как самого себя» (Мар.12:33). Любой ближний един с нами по природе. Но только истинные чада Церкви – едины с нами по вере. Однако и там, и там должен сиять в нас свет любви. Хотя в первую очередь, конечно, единым с нами по духу, как и Павел говорит: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10).
Дорогие мои, посвятим эту неделю приуготовлению своей души к дню рождения нашей Матери Церкви, в которой мы родились через святое Крещение! И как мы обычно внимательно относимся к дням рождения нашей матери по плоти, потому что любим ее, тем более и еще гораздо внимательнее мы должны относиться к дням рождения нашей Матери по духу – Святой Церкви, и тем более любить Ее. Настолько более любить, насколько душа наша более важна, чем тело. Поэтому позаботимся об этом приуготовлении. Конечно же постараемся прийти в этот праздник в Церковь причаститься Святых Таин Тела и Крови Христовых – самого ценного дара, который нам преподается в Церкви… Уготовим себя к приятию Святого Духа! Потому что тот же Дух Святой, Который сошел на Апостолов в день Пятидесятницы, посетит Церковь Своим особым посещением и в этот праздник. Уготовим себя молитвами, покаянием, очистим сосуд нашей души от всего земного, временного, уготовим место Духу Божиему, Который «животворит» (Ин.6:63), Который наставляет нас «на всякую истину» (Иоан.16:13), и Который ищет даровать нам Свои плоды: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23). Аминь!