Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня 4-я неделя Великого Поста, а мы все сидим дома. Прячемся от губительного поветрия. Поветрие. Так Церковь называет болезни, передающиеся воздушно-капельным путем. На каждой службе мы просили «о благорастворении воздухов», но, видимо, чаша терпения Божьего переполнилась и капелька гнева, как слеза излилась на род людской. Кого-то болезнь не касается, или касается в легкой форме, а для кого-то становится страшно жестокой даже до мучительной смерти. Но значит ли это, что кто-то провинился перед Богом больше прочих? На этот вопрос Сам Христос отвечает: «Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.» (Лук.13:3)
Когда Бог творит человека, Он творит его из праха земного: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7).
Итак, в какой момент человек ожил, стал душой живою? Когда Бог вдунул в лицо его дыхание жизни. Без еды человек может прожить много дней, без воды намного меньше, а без дыхания человек не может прожить и нескольких минут. Вирус, который распространяется сейчас по планете в своей тяжелой форме, как вы уже уже знаете, поражает именно легкие человека, то есть его дыхание, его жизнь.
Однако не только душа человека и его тело живет дыханием. Дыханием так же живет его дух. «Дух дышит», — говорит Апостол Иоанн Богослов о Духе Святом. Так и дух человека, созданного по образу Божию, тоже дышит. Не этим воздухом, в котором передается коронавирус, а другим «воздухом» духовным, в котором можно заразиться гораздо более страшными вирусами, чем этот. Духовная смерть, вот чего нам с вами по-настоящему следовало бы опасаться гораздо более, чем смерти этого бренного тела, по слову Господа: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Матф.10:28). Мы знаем, что душа человека создана бессмертной. Почему же Христос говорит, что она может быть убита?
Когда умирает тело, которое живет дыханием этого физического воздуха, тогда и душа перестает этим воздухом дышать, а начинает дышать исключительно «воздухом» духовным, о котором и говорит Апостол, что им дышит Дух (Иоан.3:8). Этот духовный «воздух» и есть дыхание Духа Святого, «кислород» Царства Небесного. Итак, не только у нашего тела есть легкие, через которые кровь насыщается кислородом, но и у души нашей есть некий духовный орган, который подобно легким насыщает нашу душу дыханием Духа Святого. И орган этот есть наш дух. Наш дух также дышит.
Когда же умирает душа, как пишет Святой Симеон Новый Богослов, ее оставляет Дух Святой, то есть дух ее, как бы пораженный вирусом, не может дышать дыханием Духа и мучительно задыхаясь, душа умирает духовной смертью. А смерть эта гораздо страшнее смерти физической. И вот почему. Однажды умерев, тело прекращает свое существование, по крайней мере до дня всеобщего воскресения. Душа же, умерев (то есть лишившись общения с Духом Святым), не исчезает, но продолжает существовать в состоянии смерти, которое Христос называет мукой, говоря, что «пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матф.25:46). Не сказал «в вечную смерть», но избрал другое выражение для описания существования в этом состоянии противоположном жизни. Поэтому Господь и говорит: «не бойтесь убивающих тело» (Матф.10:28). Потому что смерть души гораздо более страшна и мучительна.
Многие сегодня в смятении. Многие умы охвачены идеями о искусственном происхождении коронавируса в каких-то секретных лабораториях, в которых враги рода человеческого создают биологическое оружие. Все эти идеи свидетельствуют о том, что мы еще не познали Господа, Который говорит нам: «не бойтесь убивающих тело» (Матф.10:28). Какая разница посредством чего Бог хочет достучаться до нас, посредством природных мутаций или посредством лабораторных исследований? Или вы думаете, что этот вирус появился в мире без Его ведома и попущения? Через этот вирус Бог говорит с нами. И нам следовало бы прислушаться к словам этого Священного Писания наших предпоследних дней вместо того, чтобы снова и снова пресмыкаться по земле, вдыхая смертоносный вирус конспирологических торий и животного страха.
О чем же говорит нам Бог посредством этого микроскопического царька, увенчанного короной? Может быть, как Он часто это делает, Бог говорит с нами и сегодня через притчу, то есть иносказательно?
Думаете для Бога важно здоровье и жизнь нашего тела? А что, если это здоровье становиться поводом и средством для отступления от Него и как следствие, причиной смерти нашей души? Думаете в таком случае Бог предпочтет тело душе? Поэтому давайте прислушаемся и попытаемся растолковать для самих себя то, о чем говорит с нами Бог.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим историю о болезни. И о ее исцелении. Как говориться «на злобу дня». «Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли». (Мар.9:17-18) С первых же слов повествования мы понимаем, что речь идет о болезни духовной. Во многих других местах Евангелия Христос исцеляет болезни тела. Кровотечение, расслабление, усыхание членов и даже слепоту. Но не здесь. Несчастный отец сразу говорит о вещи очевидной, о том, что его сын одержим «духом немым». Выше мы с вами упомянули о том, что дух наш дышит дыханием Духа Святого. А чем же дышат демоны? Чем дышит этот дух немой? О, у них есть свой «воздух» и свое дыхание, которое, я уверен, ощущал каждый христианин, который когда-либо приступал к духовной жизни. Это дыхание злобы, дыхание ненависти и вражды против Бога и человеков. И для них смерть и мучение, напротив, дыхание Святого Духа. «Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро [бесноватый] увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену» (Мар.9:19-20). Как видим, от образа и близости Бога дух нечистый приходит в смятение.
«И спросил [Иисус] отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно [дух] бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мар.9:21-24). Теперь от болезни мы переходим к исцелению. Единственным условием для исцеления Господь выставляет веру. Притом не такую даже, которая способна горы переставлять, а хоть какую-нибудь, на что отвечая отец бесноватого отрока исповедует перед Иисусом свое неверие и обращается к Нему с молитвой: «помоги моему неверию» (Мар.9:24). «Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал» (Мар.9:25-27). После того как демон вышел из отрока, Евангелист говорит, что он «сделался как мертвый». То есть дыхание как бы оставило его. Душа, будучи одержимой духом нечистым, дышала одним духовным воздухом с ним и этим была «жива». А как скоро демон вышел из нее вместе со своим нечистым дыханием, то и душа на какое-то время перестала дышать, «так что многие говорили, что он умер». Пока наконец, не ожил его умерщвленный и порабощенный дух, и не стал он дышать Божественным прикосновением, которое восставило его от одра болезни.
И далее мы слышим изумлённых учеников. «И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мар.9:28-29). Без молитвы и поста не исцеляются болезни. Без молитвы и поста не может человек покаяться. А без покаяния, как сможет он просить о вере: «помоги моему неверию» (Мар.9:24)?
Итак, борьба с духовным вирусом, о котором иносказательно говорит нам Бог через пандемию коронавируса сегодня, начинается с молитвы и поста. И не даром все это случилось в дни святой Четыредесятницы (в дни Великого Поста). Что же это за духовный вирус? О, он по праву может также называться коронавирусом, потому что «разработан» в духовных секретных лабораториях дьявола, князя мира сего, чтобы поражать дух человека так же, как коронавирус поражает легкие. И вирус этот непрерывно мутирует, принося все новые образы и мысли в наш заразившийся ум. Проникая в легкие, коронавирус поражает альвеолы и капилляры, через которые наша кровь насыщается кислородом. Проникая в ум, помыслы поражают нашу молитву, через которую душа насыщается дыханием Духа. Если человек не молится, душа его мертва. А для того, чтобы молиться, необходим пост, то есть ограничение себя во всем, не только в пище телесной, но что самое главное, ограничение в пище, которой привык питаться наш ум. А это образы и помысли мира сего. Они-то и являются самыми страшными вирусами духовного мира, от которых не спрячешься в своей квартире. Только молитва и пост способны противостоять этому «поветрию», карантин ума, необходимый для нашего духовного здоровья.
Значит ли это, что к карантину внешнему мы можем относиться с пренебрежением? Ни в коем случае. То уединение, в котором мы невольно оказались, это дар Божий. Только бы нам воспользоваться этим даром с пользой, только бы не упустить его. Одной из основных причин, препятствующих серьезному занятию Иисусовой молитвой, мы в миру выставляем чрезмерную занятность и нехватку времени. Теперь у нас нет этого оправдания. Господь рассадил нас всех по домам и дал нам драгоценное время. И это будет преступлением против нашей собственной души, если мы не воспользуемся этим временем, чтобы навыкнуть Иисусовой молитве, которая должна стать дыханием нашего духа.
«Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мар.9:30-31). Видите ли, что Сам Господь укрывался по временам от народа и не хотел, чтобы кто узнал о том, что Он проходит мимо? Это уединение было необходимо для научения Апостолов. И мы тоже Его ученики. Сегодня Он не хочет нашего многолюдства, быть может для того, чтобы нас чему-то научить…
Сколько это продлиться? Как же мы будем праздновать Пасху? На что мы будем жить? Выбросите все эти волнения из головы и погрузите ум в молитву. Давайте научимся дышать дыханием Духа Святого, пока дается нам время. Чтобы слова Великого Покаянного канона Преподобного Андрея Критского стали нашими словами: «Брение Зиждитель живосозда, вложил еси плоть и кости, и дыхание и жизнь. Но о Творче мой, и Избавителю мой, и Судие, кающася приими мя!» Аминь.