2. О 9-м Часе

Огласительное Поучение 2-е. О 9-М ЧАСЕ

В прошлый раз мы говорили о посте и о том, что по Церковному Уставу мы должны поститься до 9-го Часа. Почему до 9-го? И почему по нашему это 3 часа дня?

Мы с вами недавно говорили также о святости, что святость в Церкви Нового Завета – это отделенность от мира. Так и Церковь нашу мы называем святой, потому что она не является частью этого мира, но частью мира небесного, как в одном из тропарей поется: «В храме стояще Славы Твоея, на Небеси стояти мним». Даже в таких, казалось бы, земных вещах как календарь и время суток Церковь живет иначе чем мир. Мы все знаем, что Церковь живет по старому Юлианскому календарю, но не только это. Оказывается, и время суток в Церкви другое. Почему же по мирскому времени у нас 3 часа дня, а по Церковному уже 9 часов вечера? Дело в том, что, как и в случае с календарем, Церковь живет по тому времени, какое было принято во времена земной жизни Христа. Часы тогда считались от рассвета, по нашему приблизительно от 6 утра: 1-й Час – это один час с тех пор, как рассвело; 3-й Час – три часа от рассвета и так далее. Таким образом, когда в Евангелии мы встречаем упоминание о часах, нам надо принимать во внимание, что речь там идет не о нашем теперешнем времени, а о тогдашнем, Иерусалимском, сохранившемся в Церкви и до наших дней.

Итак, почему же мы постимся до 9-го часа? Потому что это приблизительное время смерти Христа: «около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матф.27:46). И тотчас Он «опять возопив громким голосом, испустил дух» (Матф.27:50). Ночью его схватили в Гефсиманском саду, утром привели к Каиафе и около трех часов длился суд и издевательства над Христом. А в 9 утра по нашему Его распяли: «Был час третий, и распяли Его» (Мар.15:25). Затем шесть часов Иисус висел на Кресте до 3-х дня по нашему. Именно поэтому мы и постимся в среду и в пятницу до 9-го часа. В ту пятницу наш Господь принял биения, поругания и смерть за наши с вами грехи и самого утра до Своей смерти Он не вкушал ничего, кроме уксуса вместо воды перед самой кончиной. Как, помня об этом, в пятницу, в то время как Христос распинается за мои грехи, я буду наслаждаться пищей? Или как я буду пить воду, когда Ему не дали даже воды, а как бы продолжая издеваться вместо воды дали уксус? Пусть и больные, если вынуждены кушать, по крайней мере сокрушаются в сердце своем помня об этом. Пусть немощные, если не могут поститься до 3-х часов, по крайней мере постятся до обеда, кто сколько может. Но если я здоров и не пощусь вообще в среду и в пятницу, это значит одно из двух: либо я еще пребываю в неведении, либо в нерадении, то есть, либо я не знаю своей Веры, либо мне и дела нет до какой-то там Жертвы, которую за меня принес Сын Божий. Вот так, дорогие мои. Позор нам, что мы нерадим о таких вещах!

Давайте запомним хорошенько: в пятницу мы постимся до 9-го Часа воспоминая страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа; в среду также до 9-го Часа, воспоминая предательство Иуды. А в понедельник только в многодневные посты в честь и призывание Святых Архангелов и Ангелов, помогающих нам в нашей духовной брани. Монахи постятся по понедельникам и во весь год, потому что носят на себе ангельский образ, но живущим в миру это не предписано.

Дорогие мои, если кто-то, будучи здоров, еще не поститься, то вот вы все узнали о Церковных постах, почему и когда Христиане обязаны соблюдать пост. Теперь ни у кого не будет извинения в неведении. Самое время положить благое начало!

Храни всех Бог!