Дорогие братья и сестры!
За неимением возможности и у нас пока организовать Огласительные Беседы, и у большинства из вас посещать их регулярно по разным причинам, мы решили предложить вам хотя малые поучения на эту тему.
Что такое Огласительные Беседы? Это беседы, которые проводятся с человеком, который был оглашен и готовится к Святому Крещению, чтобы еще до Крещения он смог узнать основы Православной веры и практические аспекты церковной жизни, к которой он решил приобщиться. К сожалению, так сложилось, что многие, будучи крещены в младенчестве или даже в более позднее время своей жизни не прослушали такие беседы, и знают о своей вере крайне мало, в основном какие-то отрывочные сведения. Поэтому мы всем настоятельно рекомендуем обратить на наши краткие поучения особое внимание. Вне зависимости от того много или мало мы знаем о своей вере, полагаем, каждый сможет вынести из них что-то для себя полезное.
Огласительное Поучение 1-е. О ПОСТЕ
Поскольку сегодня у нас начался Петров пост, то и решили мы предложить вам поучение о посте. Каждый Православный христианин, согласно церковным правилам, должен соблюдать посты, если только он не болен или если это не беременная или кормящая мама. В древности, если христианин не соблюдал все положенные посты без уважительной причины, он отлучался от Церкви. Почему? Потому что такой человек своим нежеланием или нерадением фактически сам отделяет себя от единства Церкви, где все творится «единодушно» (Деян.2:46). В настоящее время мы проявляем снисхождение и в вопросе относительно поста и в прочих аспектах церковной жизни. И не из-за этого ли снисхождения наша духовная жизнь стала такой расслабленной, а жизнь Православного христианина порой ничем не отличается от жизни неверующего? «Мы, духовники, — говорил старец Дионисий, игумен монастыря Дионисиат на Св. Горе Афон, — пойдем в адскую муку за излишнее снисхождение». По крайней мере хочу донести до вас несколько главных мыслей, касательно церковных постов.
Прежде всего нужно понять, что пост, в полном смысле этого слова, означает полное воздержание от пищи и воды. А вкушение «постной» пищи без масла, с маслом и прочие ее градации – это также очень важная, но второстепенная часть поста. Иными словами, если человек каждый свой день начинает с завтрака, это значит, что он строго говоря вообще не поститься (даже если вкушает «постную» пищу, что также, как мы сказали, необходимая часть поста). Именно поэтому церковный Устав определяет, что в постные дни, то есть, когда положено вкушать пищу без растительного масла мы «постимся до 9-го часа» (по-нашему до 3-х часов дня). То есть мы ничего не пьем и не едим до 15:00, постимся в эти дни с утра до 3-х дня. Затем вкушаем один раз пищу без растительного масла (суп, овощи, фрукты, хлеб, орехи и прочее) и более уже в этот день ничего не кушаем. Вот что заповедано для каждого христианина в постные дни. А это каждая среда и пятница в течение года и определенные дни многодневных постов, которых в году всего четыре: Рождественский, Великий, Петров и Успенский.
В нынешний Петров или Апостольский пост Устав таков:
Понедельник, среда и пятница – пища без растительного масла (соответственно постимся, т. е. ничего не вкушаем до 9-го часа: до 3-х дня).
Вторник и четверг – пища с растительным маслом (дважды в день, т. е. можно завтракать).
Суббота и воскресенье – разрешается вкушение рыбы и морепродуктов (с растительным маслом, разумеется, также дважды в день).
Молочные продукты, включая сыр, творог и сливочное масло, яйца и мясо не вкушаются совсем в постные дни.
Такой же устав полагается в Рождественский Пост. А в Великий и Успенский пост во всю неделю пост строгий с понедельника по пятницу пища без растительного масла вкушается однажды после 3-х часов дня, а в субботу и воскресенье – дважды с маслом.
Дорогие мои! Никто на вас не будет накладывать строгие прещения за несоблюдение постов – в наше расслабленное время у нас нет на это благословения. Поэтому мы ограничиваемся увещеваниями. Каждый из вас должен задать себе вопрос: а в чем вообще выражается мое покаяние перед Богом? И что я приношу Ему? И каким образом я собираюсь бороться со своими страстями, если буду не радеть о лекарстве, предписываемом Церковью? Причем лекарстве не только для души, но и для тела, потому как известно, что многие наши болезни происходят от невоздержания в пище, от того, что мы перегружаем наш организм едой.
И даже если во всей строгости пост окажется вам не по силам, не оставляйте его совсем. Принесите Богу все, что сможете и Он не оставит вас без награды.
А если у кого возникнут вопросы или желание посоветоваться о том, как ему поститься в его жизненных обстоятельствах, не стесняйтесь и пишете нам. С Божией помощью мы постараемся не оставить вас без ответа.
Это все, что вам надо пока знать о Церковных постах. Есть еще такое понятие как Евхаристический пост (пост перед Причащением Святых Таин), но об этом мы поговорим в другой раз в поучении, посвященном подготовке к Причастию.
Божие благословение и молитвы Святых Апостолов да пребывают с вами!